Главная » 2010 Сентябрь 1 » Совещание руководителей общеобразовательных учреждений Восточного образовательного округа
15:01 Совещание руководителей общеобразовательных учреждений Восточного образовательного округа | |
26 августа 2010 года состоялось традиционное августовское совещание педагогической общественности Восточного образовательного округа по теме: «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА». Присутствовало: 155 человек. Участники окружного совещания в ходе обсуждения признали, что Год учителя должен стать стартом работы по изменению статуса учителя, признания обществом роли и заслуг учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения. Для достижения результатов в поднятии престижа учителя выдвинуты следующие предложения:
1. Совершенствовать систему повышения квалификации педагогов через разнообразные формы курсовой подготовки, участие в научно-практической работе, предоставляя педагогам возможность пройти обучение на базе лучших образовательных учреждений, вузов.
2. Для привлечения молодёжи в педагогическую профессию расширить перечень социальных льгот (не только в сельской местности) на местном, и региональном уровнях.
3. С целью создания благоприятных условий для молодых специалистов в педагогических коллективах развивать наставничество. Рспространять и позиционировать лучший опыт работы по этому направлению.
Текст выступления начальника управления Восточного образовательного округа Г.Н.Чайковской.
Слайд №1 В соответствии со Стратегией развития Кировской области на период до 2020 года главное конкурентное преимущество нашего региона заключается в возможности развития человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования. В связи с этим стратегической целью развития системы образования области является построение такой её модели, которая позволит каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от состояния здоровья и места проживания. Во многом благодаря кропотливому труду учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений, их профессионализму система образования нашей области занимает достойное место в рейтинге регионов страны по качеству и доступности образования. Новые требования к системе российского образования, заложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» непосредственно касаются и учителя. К учителю всегда предъявлялись высокие требования. А в Год учителя на педагогов обращено особое внимание руководителей всех уровней, родителей и общественности. Слайд №2 В образовательных учреждениях округа работает 1948 педагогов, в том числе 1280 учителей. 10% имеют высшую квалификационную категорию, 38% - первую, 20% - вторую квалификационную категорию. Слайд №3 14 педагогов носят высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» 132 - награждены знаками «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования», 136 педагогов награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. В апреле текущего года в рамках Года учителя управлением Восточного образовательного округа был проведен Круглый стол «Учитель, опережающий время», посвященный проблемам современного учительства, взаимодействию образовательных учреждений округа с различными социальными институтами по формированию позитивного образа учителя. В ходе подготовки к этому мероприятию в образовательных учреждениях был проведен социальный опрос педагогов, анкетирование учеников, воспитанников и родителей. В результате анализа данных анкетирования и опросов получился не просто социальный портрет «учительства» нашего образовательного округа, а автопортрет современного педагога: · 76% учеников считают своих учителей соответствующими образу «идеального» учителя. Но вместе с тем, только 19% обучающихся хотели бы в будущем выбрать для себя педагогическую профессию, все остальные считают профессию не престижной. · Непосредственно с престижем профессии связано и понятие «удовлетворенность трудом». Удивительно, но при низком престиже профессии результаты опросов указывают на высокую удовлетворенность педагогов своей работой: 73%. Однако,40% из числа опрошенных учителей желают и готовы сменить свою профессию. · Феминизация учительских кадров в целом высокая. В образовательном округе 94% учителей – женщины, руководителей-женщин – 86%. · Средний возраст учителя в округе - 42 года. Молодых специалистов (возраст до 26 лет) в образовательном округе – 4%. Педагогов пенсионного возраста 13%. · За последние 3-5 лет образовательный уровень учительского корпуса практически не изменился. Доля учителей с высшим образованием в школах образовательного округа составляет 63%.
7 % педагогов, имеющие среднее профессиональное образование продолжают повышать свой уровень образования в ВУЗах. В учительской профессии недостаточно просто обладать высоким профессионализмом. Педагог способен воспитать целеустремленного, достойного гражданина, только занимая активную гражданскую позицию. 40 % педагогов образовательного округа, понимая, что, только объединившись, могут достичь определенного решения возникающих проблем, стали членами профсоюзной учительской организации. Слайд№4 Активную общественную деятельность ведут педагоги, являясь депутатами районных Дум и Дум городских и сельских поселений. В образовательном округе 10 педагогов - депутаты районных Дум и 35 – депутаты Дум городских и сельских поселений. Два педагога - Шибанов Николай Викторович, и Масленникова Тамара Никитична – председатели. Слайд №5 Достижение определенного уровня качества образования во многом зависит от качества работы педагога, и, прежде всего, от уровня его профессиональной компетентности, квалификации, культуры. Ни совершенствование учебных планов и программ, ни технические средства, ни новые педагогические методики кардинально не меняют результаты деятельности образовательного учреждения и всей системы образования, если игнорируется её главное звено - педагог. На протяжении последних лет школы не испытывают кадровый голод. Но это не означает, что специалистов хватает по всем предметам учебного плана. Четвёртый год мониторинг образовательной системы округа показывает, что в наших школах не хватает учителей иностранного языка, математики, физической культуры, истории и даже русского языка. По данным на 25 июля в школах округа 32 учительских вакансии. Слайд №6 (потребность в учителях по школам) Сегодня повсеместно наблюдается старение педагогических кадров. Повторюсь, уже сейчас как в городских, так и сельских школах 13% учителей пенсионного возраста, более 60% со стажем работы свыше 20 лет и всего 4 % -это молодые педагоги, чей стаж не превышает 2-х лет. В тоже время, более одной пятой учителей преподают отдельные предметы не по своей специальности. Например, учителей физической культуры, имеющих соответствующее образование, как в сельских, так и в городских школах чуть более половины. А такие предметы как музыка, изобразительное искусство, технология ведутся, как правило, не специалистами или совместителями. Безусловно, расстановка кадров - это компетентность руководителя образовательного учреждения. Именно поэтому она и должна быть грамотной, взвешенной и целесообразной. Хочу напомнить слова Исаака Калины, заместителя министра образования и науки Российской Федерации, что «специалистом можно считать только такого учителя, у которого эта специальность прописана в дипломе». Уважаемые коллеги! Ключевым механизмом, обеспечивающим качество кадрового потенциала, является аттестация работников образования. Слайд №7 (аттестовано по районам) 4 года в области идёт внедрение новой процедуры аттестации педагогических и руководящих работников. В результате 1268 педагогических работников округа прошли её в новой форме. И сегодня в рамках аттестации становится возможным обеспечить существенную дифференциацию по оплате труда в зависимости от результативности. Аттестация действительно стала одним из регуляторов государственно-общественной оценки деятельности педагога.. Согласитесь, что те критерии, которые заложены в новой процедуре аттестации стимулируют педагогов. Сегодня не приходится убеждать в необходимости своевременной курсовой подготовки, участия в исследовательской деятельности, профессиональных конкурсах. Подтверждением тому служит ативность педагогов в прохождении курсов повышения квалификации. За четыре последних года 1116 педагогов повысили свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, обучающие семинары и методические лагеря. Из них на базе округа обучено более 200 педагогов. Слайд №8 (фото с курсов) Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Поспорить о том, что педагог – это не творческая профессия, очень сложно. Учитель проявляет себя как учитель-автор, учитель-мастер, учитель- творец, учитель-исследователь, способный к саморазвитию и самореализации. Поддержка творческого потенциала педагогов на разных уровнях – одна из приоритетных задач на территории Кировской области. Слайд №9 За период с 2006 по 2009 годы 28 учителей Восточного образовательного округа стали победителями в конкурсе на премию Президента. В этом году грант Президента, в размере уже 200 тысяч рублей получают 9 учителей Кировской области. Среди них учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий, СОШ с УИОП г. Омутнинска, Пахомова Ирина Валентиновна, которая второй раз удостоена денежного поощрения из федерального бюджета. Слайд№10 Возросла активность педагогов в конкурсе на премию Правительства Кировской области. За три года победителями стали 35 педагогов образовательного округа. По результатам 2010 года из 110 педагогов области 16 педагогов – это педагоги нашего образовательного округа. Слайд №11 Положительным моментом является тот факт, что педагогическое сообщество активно участвуя в конкурсах муниципального уровня, выходит на уровень областной и Всероссийский. В 2009 – 2010 учебном году 37 педагогов нашего округа стали победителями и призерами в конкурсах областного уровня, а 18 педагогов – в конкурсах Всероссийского уровня. Однако, каков бы ни был творческий потенциал учителя, его развитие возможно только в коллективе единомышленников. Благодаря совместным усилиям педагогов образовательные учреждения активно позиционируют свои инновации на рынке образовательных услуг. Крупным событием 2010 года стала Неделя образования Кировской области, в рамках которой прошел IV областной образовательный форум «Открытость. Качество. Развитие», посвященный Году учителя. Школы п. Бор, п. Восточный и школа № 1 г. Омутнинска стали призерами в конкурсе инновационных проектов и программ. Вышли в финал конкурса и получили благодарственные письма КИПК и ПРО школа г. Кирс и Дом детского творчества Омутнинского района. Уважаемы коллеги! При формировании бюджетов районов на 2010 год, более половины бюджетных ассигнований распределено на финансирование образования: Слайд № 12 Средства субвенций на реализацию государственного стандарта составляют в округе более 264 млн. руб., из них более 242 млн. направлено на заработную плату работников образования. С целью повышения мотивации педагогических работников к качественному результату труда с 01 января 2009 года введена новая система оплаты труда. Специалистами управления с сентября 2009 по январь 2010 года был проведен мониторинг по вопросу введения новой системы оплаты труда. Результаты мониторинга показали, что ни в одном образовательном учреждении заработная плата педагогов не уменьшилась, гарантии при переходе на новую систему оплаты труда были соблюдены. Заработная плата по новой системе не стала меньше, чем до перехода на неё. Согласно мониторингу среднемесячная заработная плата составила 8323 рубля, что на 1,07 больше среднемесячной заработной платы до введения НСОТ( 7744,00 руб.). К сожалению, ожидания педагогов не оправдались, заработная плата повысилась так незначительно, что многие роста и не заметили. В целом процент прироста заработной платы учителя составляет от 3 до 8. Важным направлением национального проекта «Образование» является повышение уровня воспитательной работы в школах, в рамках которого осуществляется выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство. В 2010 году 616 классных руководителей получают вознаграждение. Слайд №13 За четыре года реализации национального проекта израсходовано на денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя из федерального бюджета более 32 млн. рублей. Слайд №14 В 2010 году финансирование этого мероприятия составит по округу 8 млн. 970 тыс. рублей. Значение финансирования заключается в сохранении социальной стабильности и защите интересов учителей. Уважаемые коллеги! Меняются материально-технические условия работы. Сегодня учитель работает в другой школе, с другим уровнем оборудования, с другими методическими возможностями. И это стало очень быстро проявляться в осознании учителем своих возможностей, позволило ему обновить свой рабочий процесс. Все это также изменило общественное восприятие того, как и в каких условиях работает учитель, что такое современная школа. Одним из направлений по созданию условий образовательной среды для получения качественного образования стало ускоренное оснащение школ современным учебным оборудованием. Благодаря активности педагогов образовательного округа за счет средств федерального и областного бюджета получено оборудования в количестве 55 комплектов на сумму более 144 млн. рублей. Кроме этого за счет средств областного бюджета школы округа получили в рамках ПНПО вычислительную технику на сумму 1млн.170 тыс. руб. Слайд №15 За четыре года реализации этого направления приоритетного национального проекта «Образование» улучшились условия более чем в 37 школах округа. Таким образом, результат улучшения материальной базы в школах состоит в том, что современные образовательные технологии позволили существенно расширить образовательные возможности учителей и школьников. Однако, те изменения, которые проект внес в оснащение образовательных учреждений оборудованием, техникой, технологиями, сильнее выделили слабость основных фондов - зданий и сооружений. Школы ветшают. Если мы, даже поставив компьютеры, новые оборудованные кабинеты, не имеем в школе нормального спортивного зала, нормальных бытовых условий, хороших столовых, не имеем просто эстетики, то не сможем обеспечить повышение качества. Нельзя воспитывать, учить в плохих эстетических условиях. Это очень сложная проблема и она должна быть предметом внимания органов местной власти, которые по полномочиям отвечают за материальную базу. Таким образом, все направления модернизации образования направлены на совершенствование кадрового потенциала и улучшение экономического положения педагогов. Уважаемые коллеги! 2010 год - объявлен Годом Учителя - в этом же году реализуется национальная образовательная инициатива « Наша новая школа», одной из приоритетных задач которой является повышение статуса учительской профессии среди широкой общественности. В качестве одного из направлений обозначена разработка системы моральных и материальных стимулов лучших педагогов и пополнения школ новым поколением учителей. В 2010 году на доске почета размещены фотографии 6-ти лучших педагогов Верхнекамского района и вручены денежные премии в размере 1 тысячи рублей. Лучшими по профессии в 2010 году признаны 3 педагога Омутнинского района. В Афанасьевском районе по итогам учебного года управлением образования ежегодно вручаются памятные подарки лучшим педагогам за высокие показатели педагогического труда. Все это является одной из форм морального и материального стимулирования педагогов, способствует утверждению высокого статуса учителей в обществе. Главное предназначение учителя – хорошо учить. 2009-2010 учебный год закончили 8606 учащихся. Первоклассников в наступающем году будет 951человек, что на 7,6% превышает показатель прошлого года. Слайд №16 Показатель обученности соответствет среднеобластному – и сотавляет 99,5%. Но при этом качество обучености ниже областного значения на 1,9% . 40 школьников оставлены на повторный курс обучения. Слайд №17 Управление образовательного округа не оставило без внимания вопрос всесторонней подготовки учащихся и развитие профильного обучения на старшей ступени. Профильное обучение реализуется в 12 из 28 средних школ, что на 5% больше к уровню прошлого года. 47% старшеклассников получают образование по программам профильного изучения предметов. В основном реализация профильного обучения осуществляется через классную или групповую формы организации. А такая эффективная форма, как индивидуальный учебный план использается пока только в общеобразовательной школе с угулубленным изучением отдельных предметов п. Афанасьево. Средняя наполняемость классов-комплектов по округу в городских школах составляет 22,4 ученика, в сельских – 8,8, что ниже областных показателей. Слайд № 18 Есть в округе средние школы, в которых количество учащихся в 10-11 классах – 5-6 человек. Слайд № 19 (10-11 классы по районам) В таких школах реализация образовательных запросов старшеклассников через профильное обучение в полном объёме невозможна. Отсюда вытекает проблема несоответствия образовательной сети округа идеям и целям профилизации старшей ступени обучения. В 2009-10 учебном году аккредитационная экспертиза проведена в 14 образовательных учреждениях, в том числе в 5 общеобразовательных школах. Слайд № 20 Все школы аккредитованы, но хочется сказать и о выявленных в ходе экспертизы проблемах, характерных для всех образовательных учреждений. Малая наполняемость классов приводит к излишней опеке учеников со строноы учителей, что не способствует формированию у обучающихся активности и самостоятельности. Это приводит к тому, что ребёнок теряется в новой или изменившейся ситуации и не может применить полученные в школе знания и умения. Кроме того, в отдельных образовательных учреждениях не формируется умение работать по инструкции. По результатам диагностических работ не соответствует требованиям качество подготовки выпускников в средней школе п. Светлополянск: по биолгии в 9-х классах справились с работой толкьо 45% учеников, по истрии в 11 классе только 33%. В основной школе д. Езжа по математике не справились с работой все 3 девятиклассника. В школе п. Чус в 9-м классе с работой по математике справились только 33%. Мы подняли этот вопрос прежде всего потому, что конечной целью деятельности каждой школы является его выпускник, обладающий набором знаний и качеств, которые даёт ему школа. И здесь существует два важных показателя: - результаты ГИА - профессиональное самоопределение выпускников. В уходящем учебном году выпускники 9-х классов сдавали экзамен по математике в новой форме. Результаты не радуют: - средняя отметка оказалась ниже областного показателя - в половине школ средняя отметка ниже средней отметки по округу - 165 человек – 19% не справились с работой - лишь в 5-ти школах девятиклассники получили положительные отметки за экзамен. Из 940 выпускников 9-х классов документы особого образца получили 22 человека. Из 545 выпускников 11-х классов – 33 медалиста. Можно отметить качественную работу педагогов средних школ с углублённым изучением отдельных предметов п. Афанасьево и п. Восточный, средней школы п. Белореченск. Слайд №21 В ЕГЭ приняли участие 504 выпускника дневных общеобразовательных школ и 35 вечерних. Сегодня во всех образовательных учреждениях есть исчерпывающая информация о результатх ЕГЭ, часть информации представлена в сборнике, который подготовлен спеиально к совещанию, поэтому подробно останавливаться на этом не буду. Обозначу несколько позиций. ЕГЭ и новая форма итоговой аттестации в 9-х классах выявили объективный уровень обучения выпускников. Серьёзный анализ работы каждого учителя с выявлением, прежде всего, причин низких результатов должен быть проведён в каждой школе на августовском педсовете. В итоге появится возможность сделать выводы, какие проблемы есть у школы с учебными планами, какие с учебными пособиями, а какие с профессионализмом и качеством подготовки учителей. Любая попытка такого анализа должна быть поддержена, в том числе и общественностью, т.к. она даст новую информацию и серьёзный материал для размышления и принятия управленческих решений, в том числе и кадровых. Что касается выбора дальнейшего пути девятиклассников, то проблема комплектования 10-х классов по-прежнему остаётся, особенно в г. Омутнинске, где несколько средних школ. По предварительному прогнозу – 55,3% девятиклассников продолжат обучение в 10-х классах, остальные определяются в учреждения НПО, СПО. Слайд № 22 Уважаемые коллеги! Одним из критериев оценки качества предоставления образовательных услуг связан с информированием населения и педагогического сообщества о работе школ и всей системы образования. Наличие такой информации говорит об открытости системы образования и позволяет учреждениям быть восстребованными на рынке образоваельных услуг. Публикации о лучших педагогах позволяют поднять престиж учителя, показывают работу всего педагогического коллектива. В Год учителя через средства массовой информации широко освещаются самые разные материалы о лучших школах и ярких представителях педагогического сообщества образовательного округа. В районных газетах за период с августа 2009 года по июль 2010 года количество статей о системе образования нашего округа составило - 329, в том числе о педагогах, котрых ценят и уважают родители, учащиеся и коллеги, - 38 статей. Слайд № 23 Публикации районных газет повествуют о самых достойных, уважаемых представителях педагогической профессии. Задача формирования имиджа учителя требует участия всех субъектов образования. Уважаемые коллеги! Основные направления развития общего образования на новый учебный год озвучены главой департамента образования А.М.Чуриным 19 августа на совещании с руководителями органов местного самоуправления в сфере образования: - переход на новые образовательные стандарты; - развитие системы поддержки талантливых детей; - совершенствование учительского корпуса; - изменение школьной инфраструктуры; - сохранение и укрепление здоровья школьника; - развитие самостоятельности школ. Слайд № 24 Существует ряд проблем, без решения которых выполнение стоящих задач будет существенно затруднено. Основной проблемой общего образования является то, что большинство школ не готовы к переходу на федеральные государственные стандарты нового поколения. В 2009 году доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, составила в области всего 8%, а в округе ни одна из школ не сооветствует данным критериям. Низкое значение показателя обусловлено тем, что в условиях дифицита ресурсов невозможно создать современные условия в общеобразовательных учреждениях. Сельские школы (включая филиалы) составляют 73% всех школ области. При этом в них обучается всего 23% школьников области. Показатель средней численности учащихся, приходящихся на 1 учителя в сельских школах области (6,37 человек) ниже, чем в среднем по России (9,86 человек). В ближайшие годы произойдет дальнейшее уменьшение количества обучающихся, и это приведет к еще меньшей наполняемости классов, в том числе на старшей стпупени. В большинстве сельских школ отсутствуют кадровые ресурсы для реализации программ углубленного и профильного изучения отдельных предметов: в области - число педагогов, имеющих высшую и первую кавлификационную категорию, на 21% ниже, чем в городских школах. Таким образом, сельские школьники поставлены в неравные условия по сравнению с учащимися городских школ по качеству предоставляемых образовательных услуг. В то же время, органы местного самоуправления недостаточно быстрыми темпами выстраивают муниципальные сети общеобразовательных учреждений, что не позволяет нивилировать негативные последствия современной демографической ситуации. Именно поэтому необходимы новые подходы к развитию сети школ, позволяющие повысить качество образования при эффективном использовании ресурсов. Подводя итог, мне хочется отметить, что сегодня виден результат. Видны и проблемы, которые требуют решения в ближайшее время. Они связаны: - с улучшением условий пребывания детей в школе - с качественным изменением кадровой политики - с расширением спектра образовательных услуг и реализацией эффективных форм организации образовательного процесса - с улучшением качества преподавания и, как следствие, улучшением результатов обучения - с повышением уровня воспитанности обучающихся - с повышением эффективности расходования средств. Те изменения, котрые ожидают школу, должны качественно изменить её облик. Поэтому считаю важным назвать направления и цели, озвученные А.М.Чуриным, к которым необходимо стремиться в наступающем учебном году: Слайд №25 1. Учитывая, что 30% идущих в образование средств расходуются неэффективно и не работают на его развитие, необходимо добиться сокращения объёма неэффективных средств до 20%. 2. Так как старение педагогического состава школ пораждает проблемы, влияющие на повышение эффективноси обучения и воспитания, качественное изменение самого учительства, важно работать по подбору будущих учителей ещё в школе. 3. Учитывая, что сложные процессы, идущие в образовании, требуют постоянного информирования граждан о содержательной стороне проводящихся изменений, о действиях органов местного самоуправления и руководителей образовательных учреждений, необходимо придать этой работе плановый, систематический характер, осуществляя постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, используя возможности сети Интернет. Уважаемые коллеги! Впереди новый учебный год. Через несколько дней школы распахнут двери для учащихся. В предверии начала учебного года позвольте мне пожелать вам продолжения вашего творческого поиска, импульса к новым открытиям - профессиональным и человеческим, уверенности, что всё лучшее ещё впереди! Слайд № 26 | |
|
Всего комментариев: 0 | |