Главная » 2020 » Декабрь » 14 » Стратегии смыслового чтения и работы с текстом
11:46
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом

10 декабря 2020 года педколлектив МБОУ СОШ с. Бисерово Афанасьевского района Кировской области провел практико-ориентированный семинар в рамках работы РИП «Лаборатория смыслового чтения: проблемы и перспективы развития».

Цель семинара - презентация опыта работы педагогического коллектива МБОУ СОШ с.Бисерово, а также участников региональной инновационной площадки 2018-2020 гг. по реализации в образовательной деятельности междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Рылова Анна Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры предметных областей ИРО Кировской области, рассказала и пожелала успехов в работе.

Сегодня недостаточно владеть методами и приёмами работы с текстом, стратегиями текстовой деятельности учителю какого-то одного предмета. Очень важно, чтобы эта работа осуществлялась всеми педагогами и в каждом классе. Этим и объясняется выбор темы, над которой работает педколлектив школы с февраля 2018 г под руководством Рыловой Анны Сергеевны, к.п.н., доцента кафедры предметных областей ИРО Кировской области.

Савченко Т.В., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.Бисерово рассказала об итогах деятельности школы в качестве региональной инновационной площадки по теме «Развитие коммуникативных УУД в процессе освоения программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».

Братчикова С.С, учитель биологии МБОУ СОШ с.Бисерово в своем выступлении показала приёмы обучения смысловому чтению с помощью гаджетов на уроке биологии. Особое внимание Светлана Сергеевна уделяем терминам и понятиям на уроках, поэтому часто предлагает учащимся заполнить текст с пропусками, или так называемый «Дырявый текст»., при этом можно пользоваться не только учебником, но и с помощью телефонов или планшетов работать в программе скетчфаб ком. Ещё одним приёмом при работе с текстом, которым пользуется учитель, является создание кластеров. Кластер – графический прием систематизации материала. Мысли учащихся уже не громоздятся, а располагаются в определенном порядке. Здесь на помощь приходит программа XMind 6.

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках истории и биологии во внеурочной деятельности» - темы выступлений Бузмаковой Т.А., учителя биологии и Порубовой С.Ю., учителя истории и обществознания ООШ д. Архипята –филиала МБОУ СОШ с.Бисерово. Тамара Алексеевна показала такие приёмы работы со сплошными текстами как ПОПС и РАФТ, которые она успешно применяет на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Порубова С.Ю. на уроках истории и обществознания учит детей работать с несплошными текстами.

Один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом продемонстрировала Лепихина ТН., учитель начальных классов (4класс) МБОУ СОШ с. Бисерово по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». В своем выступлении отметила важность того, что детей надо учить анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ с.Бисерово Тутынина С.Б., Братчикова Н.Б., Ожегина В.Л. провели мастер-класс занятия внеурочной деятельности по сказке Ярмыша «Добрый клен». «Нет друга - ищи, а нашёл - береги». Педагоги показали этапы работы с текстом, состоящие из трёх частей: до чтения, во время чтения, после чтения текста:

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением

3. Постановка целей занятия с учётом общей готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения.

- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста.

- Анализ текста (приемы: выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

Постановка к тексту обобщающих вопросов. III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Для более полного восприятия и понимания текста было предложено творческое задание – составление синквейна, опирающееся на такую сферу читательской деятельности учащихся, как эмоции, осмысление содержания, художественной формы.

На мастер-классе с необычным названием «Легко ли стать контуженным?» по теме «Звук» Черанёва А.И., учитель физики КОГОУ СОШ с УИОП п. Афанасьево помогла понять, как важно беречь свое здоровье и как сохранить хороший слух. Для анализа был предложен научный текст, взятый из сборника для подготовки к ОГЭ по физике. Подобная работа проводится с учащимися на уроках систематизации и обобщения знаний проводится 1 раз в четверть. Алена Игоревна показала три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения, используя приемы предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения, чтение с выделением ключевых слов, составление плана, ответы на вопросы по тексту. Составление тонких и толстых вопросов, работа с рисунком-схемой, на котором учащиеся вписывают свои выводы, с опорой на текст. Составление и решение задач по тексту. Подведение итогов в виде ответа на вопрос мастер-класса «Легко ли стать контуженным?»

Смысловое чтение – это. прежде всего, понимание читающим смыслового содержания.

Пожелаем педагогам успехов в дальнейшей работе по овладению стратегиями текстовой деятельности работы с текстом.

Категория: Вести из Афанасьевского района | Просмотров: 383 | Добавил: uvoo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map